Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе в процессе НОД по физической культуре
11.11.2024
Здоровье населения, особенно детей, - один из важнейших
показателей, определяющий потенциал страны, одна из характеристик национальной
безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, которое зависит от фундамента
жизнедеятельности, и закладываемого в дошкольном детстве.
В настоящее время в дошкольном образовании актуальна проблема
новых средств и методов формирования представления о здоровом образе жизни.
Организация проектной деятельности дошкольника,в силу некоторых причин пока еще
недостаточно широко используемая в практике детских садов, одно из эффективных
средств решения данной задачи.
На сегодняшний день существует множество трактовок понятия
«здоровье» и «здоровый образ жизни».
По определению ВОЗ, здоровье – это «…состояние полного
физического,психического и социального благополучия,а не просто отсутствие
болезней или физических дефектов».
Современными исследователями в области педагогики разработаны
задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста, где охране и укреплению здоровья ребенка, формирование
представлений о себе, строение своего тела, чувствах и мыслях ; обучению
знаниям, умениям навыкам ведения здорового образа жизни ; объективной оценке
положительных и отрицательных явлений нашей жизни и действиям в зависимости от
ситуации отводится далеко не последнее место. Так же не стоит забывать о
закаливании детского организма, формировании правильной осанки, обучении
жизненно - необходимым двигательным действиям и культурно – гигиеническим
навыкам – всему тому, что будет способствовать достижению детьми полноценного
физического развития.
У старших дошкольников благодаря возрастанию опыта их
личности в педагогике начинают выделять и психический и социальный компоненты
здоровья. Но не смотря на имеющиеся представления о здоровье и способов его
сохранения в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста
остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у
детей необходимых сведений о нем, а также в не осознании опасностей нездорового
поведения человека.
Проблемой изучения формирования подобных представлений у
детей занимались такие исследователи, как В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Б. М.
Теплов и др. В настоящее время существует множество трактовок понятия
«представление».В психологии оно рассматривается как психический процесс
отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но
воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В работах Л. В. Венгера, А. В. Запорожца, А. А. Обуховой, Н.
Н. Поддьякова и других ученых подчеркивается, что в развитии представлений
дошкольников имеют место информационный, эмоционально-оценочный и поведенческий
компоненты. К 6 – 7 годам ребенок постепенно переходит к образно-понятийному
уровню представлений как существенных, так и несущественных признаков в виде
наглядных образов. Старший дошкольник способен устанавливать не только
функциональные, но и причинно-следственные, пространственные и временные связи.
Формируемые знания у дошкольника выступают в виде представлений.
При решении задач целенаправленного формирования начальных
представлений о ЗОЖ ребенок должен быть активным участником оздоровительного
процесса. У него последовательно формируются потребность быть здоровым,
стремление к ЗОЖ в условиях «здоровой среды». Ребенку необходимо овладеть
базовыми понятиями: «Что такое здоровье?», «Что нужно делать, что бы сохранить
здоровье?». Так, у детей будут складываться представления о том, что нужно
делать для достижения поставленной цели (соблюдать режим дня, выполнять
гигиенические процедуры, беречь зубы и т. д.).
Оздоровление детей целенаправленная, систематическая,
спланированная работа всего коллектива ДОУ. Поэтому, решая задачи по здоровье
сбережению, тесно сотрудничают воспитатели с музыкальным руководителем, инструктором
по физкультуре, педагогом-психологом,
старшей медсестрой и конечно с родителями воспитанников.
Наблюдая за психоэмоциональным состоянием детей, педагог-психолог
помогает подобрать игры на развитие непроизвольных форм поведения, а также
различные дыхательные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.
Дети свободно выражают свои чувства различными видами
художественно-эмоционального языка с помощью рисунков, ассоциаций, мызыки и др.
Так, например, мы вместе рисуем «свое настроение» (по ТРИЗ) в начале и конце
дня пребывания ребенка в детском саду. По рисункам можно определить, как провел
«свой день» ребенок, было ли ему тепло и комфортно в общении со сверстниками и
взрослыми. Практикуем в своей работе элементы музыкотерапии (музыка для
релаксации во время дневного сна: «Шум моря», «Шепот песка», «Пение птиц») .
С музыкальным руководителем мы подбираем
музыкально-дидактические игры, разучиваем песни, хороводы, проводим совместные
досуги.
Инструктор по физкультуре оказывает помощь по различным
вопросам физического воспитания детей: подбор упражнений для физкультминуток,
бодрящей гимнастики, игр между занятиями, оборудования для физкультурного уголка,
организация двигательной активности детей в группе и на прогулке.
Обязательный компонент в режиме дня – гимнастика,
проводящаяся в традиционной, ритмической, сюжетной формах. В гимнастику после
дневного сна мы включаем разминку в постели с потягиванием и самомассажем
ног,игровые пробежки по массажным дорожкам.
При взаимодействии с родителями оформляются информационные
стенды,проводится консультации,беседы,дни здоровья,досуги.
Основные задачи по
формированию ЗОЖ.
- расширять представление об особенностях функционирования
человеческого организма
- роли гигиены и режимы дня для здоровья человека
- давать представления составляющих ЗОЖ
- показывать зависимость человека от правильного питания
-формировать представление значение двигательной активности,правилах
и видах закаливающих процедур,роли солнечного света,воздуха и воды в жизни
человека и их влияние на здоровье.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2024
Дата обновления: 15.11.2024
Дата публикации: 11.11.2024