Стрессы в жизни ребенка

20.09.2024

Педагог-психолог Чернюк О.В.

   Стрессы неизбежно встречаются в жизни каждого человека. У детей в жизни они встречаются не реже, чем у взрослых. Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения в незнакомой для него ситуации у ребенка еще нет.   Ребенок, познавая и осваивая окружающий мир, еще не обладая опытом, неизбежно сталкивается с чем-то новым, неожиданным для себя.  Любая стрессовая ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции. Стрессовые ситуации могут быть быстротечными (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл игрушку), кратковременными, но чрезвычайно острыми (разлука или потеря близкого родственника, резкая смена жизненного стереотипа) или ситуации длительного действия, связанные, как правило с семьей. 

      Усвоение ребенком конструктивных или неконструктивных способов преодоления стрессовых ситуаций оказывает неодинаковое влияние на развитие личности ребенка. Наличие конструктивных способов повышает у ребенка уверенность в себе, собственной ценности, способность противостоять трудностям. Закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению трудных ситуаций, может вызвать отклонения и деформации в личностном развитии ребенка.

    Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности. Базовая потребность любого человека — потребность в безопасности. Только чувствуя безопасность, ребенок позволяет себе исследовать мир, отдаляться от родителя, взрослеть, выдерживать большие нагрузки.

Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

      -   жестокая, эмоционально отвергающая семья;

не обеспечивающая надзора и ухода семья;

распавшаяся семья (в разводе);

чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

появление нового члена семьи (брата, сестры, отчима, мачехи);

чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

                  -    помещение в чужую семью;

направление в детское учреждение;

госпитализация.

Для детей школьного возраста, помимо перечисленных выше ситуаций, психотравмирующими могут стать:Хочу такой сайт

невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, чемпионом);

переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

неприятие детским коллективом, педагогом, семьей;

смена школьного коллектива, перемена места жительства;

соматические заболевания, опасные для здоровья.

     Влияние родителей на становление у детей способов поведения в стрессовых ситуациях крайне важно. Естественное желание всех родителей — уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый шаг ребенка неэффективно и неправильно. Более разумно -  подготовить своего ребенка самостоятельно преодолевать трудности в жизни. Со стороны родителей могут оказаться эффективным «пусковым механизмом» для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций нужные слова и важные действия. 

   Слова, которые важно слышать ребенку: «Малыш, посмотри на меня, ты устал сейчас и раскричался от усталости, тебе просто пора спать..." вместо: "хватит орать, марш в свою комнату!". "Ой как жалко, ты так старалась." вместо: "а я же тебе сто раз говорила!" «Иди поглажу коленку, ничего, попробуй еще, я помогу!" вместо "а что ты хотел, лазишь где попало!»   «Плохих людей намного меньше, чем хороших». «Давай вспомним тех, кто тебя любит и тех, кто о тебе заботится, с кем ты любишь играть».

   Важные действия: Играть и радоваться. Лимбическая система мозга – активна при страхе и игре. Пусть будет игра и радость. Обнимать. Каждый раз обнимая ребенка, мы создаем вокруг него дополнительные границы безопасности. Позволить, если это необходимо, проявить напряжение телесно: побегать, попрыгать, покричать. Рисовать и разрисовывать мандалы (рисовать в окружностях), обрисовывать ладошки, стопы, все тело, разрисовывать раскраски с широкими границами — все это помогает вернуть ощущение границ. Выбирать материалы, над которыми можно ощущать контроль: пластилин, глина, хлебный мякиш, кинетический песок, тесто, рисовать масляной пастелью или восковыми мелками. Использовать обрывную аппликацию (руками рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и из этих кусочков с помощью клеящего карандаша делать коллаж). Рисовать масляной пастелью на темной бумаге. Прыгать, массировать ножки. Делать дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха): свисток, флейта, мыльные пузыри, воздушные шарики. Рисовать и мастерить домики, делать существ с домиками на спинках (например, улиток), играть со спичечными коробками. Фантазировать. Рисовать, моделировать, создавать воображаемый волшебный безопасный мир. Если в настоящий момент нет возможности трансформировать страх — создать для него сейф: сундук, папку. Нарисовать, положить в «надежное место», крепко-накрепко закрыть. (Это дает временную передышку от страха). Создавать образ Хранителя (чего-то большего, чем просто человек.): Ангела, волшебного проводника Собаку и прочее. Говорить о душе. Играть с водой: представлять воду, водное пространство, наблюдать, как бушующие волны трансформируются в барашки, рисовать водное пространство (пусть этот рисунок будет динамическим: начинаем с сильных волн, постепенно успокаивающихся), держать руки под водой, постепенно уменьшая напор, тарабанить по воде ладонями, снижая интенсивность.

    Мы не можем повлиять на мир. Мы можем повлиять на себя в мире и на то, какую мы формируем проекцию во внутреннем мире у своего ребенка.

При любых стрессовых ситуациях ребенок пытается опереться на взрослого. Важно, в стрессовой ситуации, чтобы мы смогли справиться и со своей тревогой, и вместить в себя напряжение ребенка, дать ему возможность почувствовать себя в безопасности. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.09.2024

Дата обновления: 20.09.2024

Дата публикации: 20.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».