Жестокое обращение с детьми. Психологическое насилие. К чему может привести?
10.02.2025
1.Ребёнок
должен быть
защищён
от всех форм
небрежного
отношения,
жестокости
и эксплуатации
Принцип
9 Декларации прав ребёнка.
(20
ноября 1959 г.)
2.Дети
- будущее любой страны.
Если
они живут здоровой жизнью сейчас,
то
за страной будет многообещающее будущее.
Воспитание ребенка,
забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от
родителей много сил и терпения. Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной
группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального
насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, среди
людей, которые должны обеспечивать безопасность ребенка, заботиться о нем и
любить его.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
«Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей,
воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому
здоровью ребенка».
Жестокое обращение не сводится только к
избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие
сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение,
холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Существует
несколько видов насилия, но данной статье речь пойдет о психологическом насилии.
Психологическое
насилие – это форма насилия, которая
направлена на психику человека, подавление его воли. Последствия такого насилия могут быть самые разные: низкая
самооценка, депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство
и прочее. Отличительной чертой является систематический, повторяющийся характер
насильственных действий. Например, единичное оскорбление не считается
психологическим насилием, но если такие оскорбления повторяются изо дня в день,
то уже можно говорить о явлении психологического насилия.
Психологи выделяют 5 основных форм психологического насилия:
ОТВЕРЖЕНИЕ проявляется в том, что взрослый
отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его
основные потребности, не признается право ребенка просить что-либо от родителей.
При ИЗОЛЯЦИИ взрослый
резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его
общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или
доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут
ограничиваться даже контакты с другим родителем. У ребенка возникает
впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
ТЕРРОРИЗИРОВАНИЕ проявляется в постоянной вербальной
агрессии, регулярных обзывательствах, словесных унижениях, угрозах со стороны
взрослого (в том числе, заявления отказаться от ребенка), что создает у
ребенка чувство страха, тревоги, и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать
мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы
физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными
враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает
как заботу о ребенке.
При ИГНОРИРОВАНИИ взрослый
лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития –
обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка,
его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической
тактики, эмоционального отвержения ребенка или психологической патологии
родителя.
РАЗВРАЩЕНИЕ проявляется в том, что взрослый
способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо
вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного
поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает
общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально
дезадаптировнным.
Родители,
не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают
удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при
воспитании. Однако вновь - и вновь их повторяют. Преобладание негативных
эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные
педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые
проблемы.
Если
родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную
педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь, то в результате
общение с ребенком для них оказывается постоянно связанно с
отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка,
восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, стремящегося
досадить им. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность
также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают
восприниматься как неразрешимые проблемы. Родители, испытывающие подобные
чувства, значительно чаще используют наказание, рассматривая его как
универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью
воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и
социализацию ребенка.
Последствия
психологического насилия
Психологическое
насилие вызывает различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также
зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения.
Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с
родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим
условием для его нормального психического и физического развития.
Недостаток
или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают
существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут
проявляться много лет спустя в подростковом возрасте. Нередко эти дети,
вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально
теплые отношения с собственными детьми.
Наиболее
часто встречающимися последствиями
психологического насилия над детьми являются:
·
отставание
в психическом развитии, снижение интеллекта;
·
агрессивность;
·
импульсивность,
недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
·
низкая
самооценка и повышенная тревожность;
·
неумение
устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
·
трудности
в общении со сверстниками
В
большинстве случаев психологического насилия имеют место словесные оскорбления
ребенка, его негативная оценка со стороны близких людей. Неизбежным следствием
такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать
альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до
антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо
на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое
эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные
нарушения (депрессия, тревога).
Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в
семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной
ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще
сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить
установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере
негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя
длительное время. Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие допустимые
дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического
насилия, которая дает основания для привлечения родителей к административной
или уголовной ответственности либо является основанием для предъявления иска о
лишении родительских прав.
Наличие
эмпатии к ребенку, чуткое отношение к его потребностям, возникновение у
родителей положительных эмоций при общении с ним способствует формированию
обоюдной привязанности, а так же более внимательному отношению к ребенку.
Такое конструктивное взаимодействие отвечает интересам ребенка и в то же
время облегчает процесс воспитания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2025
Дата обновления: 10.02.2025
Дата публикации: 10.02.2025