Положение о наставничестве

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол №1 от 24 августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий —
Н.П.Матюшенко
Приказ № 82/1 от 24.08.2021г.

W7
/
У/
огр"'1йг **

11"
1

Положение о наставничестве
1.Общи? положения

1.1. Настоящее положение разработано в МБ ДОУ №20 «Кораблик» (далее
Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность

педагогов.
1.2. Наставничество — разновидность индивидуальной работы с молодыми
педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в

образовательном учреждении или с педагогами, имеющими трудовой стаж не
более 3 лет, а также педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке
для

проведения

непосредственно

образовательной

деятельности

в

определенной группе.

Наставник - наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области
методики преподавания и воспитания, имеющий стабильные показатели в
работе, способность и готовность делиться своим опытом, обладающий

коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, имеющий
теоретические знания в области предметной специализации и методики

обучения по программе высшего или среднего специального педагогического

учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную

работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых
1

навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся
знаний в области дошкольного образования и методики преподавания.
1.4. Наставничество устанавливается на срок не менее одного года.

1.5. Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за

которым он будет закреплен. Наставник может вести не более двух молодых
специалистов.

1.6. Организация работы наставников и осуществление контроля за их
деятельностью возлагается на старшего воспитателя.

1.7.

Настоящее

Положение

предназначено

для

целей

внутреннего

использования педагогами образовательного учреждения, принимающими
участие в реализации системы наставничества.

2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении —
оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а

также формирование в Учреждении стабильного, высококвалифицированного

коллектива.
2.2. Задачи наставничества:

•привить молодому педагогу интерес к педагогической деятельности и

закрепить его в образовательном учреждении;
•ускорить

процесс

профессионального

становления

молодого

педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
•способствовать

успешной

адаптации

молодого

педагога

к

корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении;
•формирование

индивидуального

стиля

творческой

деятельности

молодого специалиста;

•развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
•формирование

самообразованию;

у

молодого

специалиста

потребности

к

•воспитание

молодых

в

специалистов

лучших

традициях

педагогического коллектива образовательного учреждения.

3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего
Учреждения.
3.2. Руководство деятельностью наставников в Учреждении осуществляет

старший воспитатель.
3.3. Старший

воспитатель

выбирает

наставника

наиболее

из

подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень
профессиональной

гибкость в

развитые

подготовки;

опыт

общении;

коммуникативные

воспитательной

и

навыки

и

методической работы;

стабильные показатели в работе; богатый жизненный опыт; способность и
готовность делиться

профессиональным опытом;

стаж педагогической

деятельности не менее 5 (пяти) лет.
3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и

может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.

3.5. Кандидатуры

наставников

рассматриваются

на Педагогическом

совете, утверждаются заведующим Учреждения.
3.6. Назначение

наставника

производится

при

обоюдном

согласии

предполагаемого наставника и молодого педагога, за которым он будет
закреплен по рекомендации Педагогического совета, приказом заведующего
Учреждения с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к

молодому педагогу на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении
наставника издается не позднее 1 месяца с момента назначения молодого

педагога на должность.

3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий работников
Учреждения: педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической
деятельности в Учреждении; педагогов, имеющих стаж педагогической

деятельности

не

дополнительной

более

3

подготовке

(трех)

лет;

для
з

педагогов,
проведения

нуждающихся

в

непосредственно

образовательной деятельности в определенной группе (по определенной

тематике).
3.8. Замена наставника производится приказом заведующего Учреждения в

случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу молодого

педагога или наставника;

привлечения наставника к дисциплинарной

ответственности; психологической несовместимости наставника и молодого
педагога.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является:

качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в
период наставничества; активное участие молодого педагога в жизни
Учреждения, выступления на методических мероприятиях Учреждения, на

методических

мероприятиях

муниципального,

регионального

уровней.

Участие молодого педагога в конкурсе профессионального мастерства

различного уровня.
3.10. За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим
Учреждения по действующей системе поощрения и стимулирования, вплоть

до представления к почетным званиям.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного

самоуправления — Совет наставников.
4. Функции и обязанности наставника
4.1. В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет

следующие функции:

Организационные - организация ознакомления молодого специалиста с

образовательным учреждением и его нормативно-правовой базой; содействие
в создании необходимых условий для работы молодого специалиста.

Информационные - обеспечение молодых специалистов необходимой
информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и

учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и

развития обучающихся, воспитанников.

4

Методические - разработка совместно с молодым специалистом плана его

саморазвития (или индивидуальная программа его самообразования) с учетом
педагогической, методической и профессиональной подготовки; оказание

молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении избранной
профессией, практическими приемами и навыками ведения учебных занятий

и учебной документации; подведение итогов профессиональной адаптации
молодого специалиста по истечении срока наставничества.

4.2. Наставник

обязан

знать

требования

в

законодательства

сфере

образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и

обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
4.3. Изучать: деловые и нравственные качества молодого педагога;

отношение молодого педагога, к проведению образовательной деятельности,
коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям; его увлечения,
наклонности, круг досугового общения;

4.4. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями,

требованиями,

предъявляемыми

педагогу,

к

внутреннего

правилами

трудового распорядка, охраны и безопасности труда).

4.5. Проводить

необходимое обучение;

контролировать и

оценивать

самостоятельное проведение молодым педагогом, НОД, режимных моментов
и совместных мероприятий с детьми;

4.6. Разрабатывать

с

совместно

молодым

педагогом

план

профессионального становления; давать конкретные задания с определенным

сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую
помощь.
4.7. Оказывать молодому педагогу, индивидуальную помощь в овладении

педагогической

профессией,

практическими

приемами

и

способами

качественного проведения НОД, выявлять и совместно устранять допущенные
ошибки.
4.8. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать

его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни
5

коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
4.9. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его

поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного

воздействия.
4.10. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать

старшему воспитателю о процессе адаптации молодого педагога, результатах

его труда.
4.11. Подводить

итоги

профессиональной

адаптации

молодого

педагога, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о

результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе
молодого педагога.

5. Права педагога-наставника
5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного

обучения молодого педагога, других работников Учреждения.

5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога, как в устной, так и в
письменной форме.

5.3. Ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения
о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности

своего подопечного;
5.4. Посещать занятия молодого специалиста;
5.5. Изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;
5.6. Вносить предложения о поощрении молодого специалиста или
применении в отношении него мер воспитательного или дисциплинарного

воздействия;

5.7. Выходить с ходатайством о прекращении стажировки молодого
специалиста по причинам личного характера (безуспешных попыток наладить

личный контакт с молодым специалистом) или выхода молодого специалиста

на требуемые стабильные показатели;
6

6. Обязанности молодого педагога
6.1. Изучать нормативные документы, определяющие его служебную

деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Учреждения и

функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Выполнять план профессионального становления в установленные
сроки.

6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.6. Раз в три месяца отчитываться о своей работе перед наставником и

старшим воспитателем.

7. Права молодого педагога

7.1. Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку

его работы, давать по ним объяснения.
7.4. Посещать

внешние

организации

по

вопросам,

связанным

с

педагогической деятельностью.
7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в
случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с

нарушением норм профессиональной этики.

7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.

7.8. ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения
о прекращении стажировки при безуспешных попытках установления личного

контакта с наставником.
7

'

-----------------------------------

------ - - ■

д

8. Руководство работой наставника

8.1. Организация

работы

наставников и

контроль

их

деятельности

возлагается на старшего воспитателя) и заведующего Учреждения.

8.2. Старший воспитатель Учреждения обязан: представить назначенного
молодого педагога, педагогам Учреждения, объявить приказ о закреплении за

ним наставника; создать необходимые условия для совместной работы
молодого

педагога,

с закрепленным за ним наставником;

посещать

мероприятия, проводимые с детьми наставником и молодым педагогом;

организовать

обучение

наставников

передовым

формам

и

методам

индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,

оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми педагогами; изучить, обобщить и распространить

положительный

опыт

организации

наставничества

в

образовательном

учреждении; определить меры поощрения педагога-наставника.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставника с молодыми

педагогами, несет старший воспитатель.

8.4. Старший воспитатель обязан:
•

рассмотреть индивидуальный план работы наставника;

•

провести инструктаж наставника и молодого педагога;

•

обеспечить возможность осуществления

наставником своих

обязанностей в соответствии с настоящим Положением;

•

осуществлять

систематический

контроль

работы

педагога-

наставника;
•

заслушать и утвердить на заседании Педагогического совета

отчеты молодого педагога, и наставника и представить их заведующему
Учреждения.

9. Документы, регламентирующие наставничество

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
•настоящее Положение;

•приказ заведующего Учреждения об организации наставничества;
•перспективный план работы наставника;

заседаний

•протоколы

Педагогического

совета,

на

которых

рассматривались вопросы наставничества;

•методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения

работы по наставничеству;
9.2. По окончании срока наставничества молодой педагог в течение 10

дней должен сдать старшему воспитателю следующие документы:
•отчет молодого педагога о проделанной работе;

•план

профессионального

становления

с

оценкой

наставника

проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе

молодого педагога.
10. Заключительные положения

10.1. Дополнения, изменения в настоящее Положение могут вноситься
педагогами учреждения, заведующим, старшим воспитателем.

10.2 Дополнения, изменения в Положение принимаются на заседании

педагогического

совета

и

утверждаются

учреждения.

9

руководителем

дошкольного


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».