ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол №1 от 24 августа 2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий —
Н.П.Матюшенко
Приказ № 82/1 от 24.08.2021г.
W7
/
У/
огр"'1йг **
11"
1
Положение о наставничестве
1.Общи? положения
1.1. Настоящее положение разработано в МБ ДОУ №20 «Кораблик» (далее
Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность
педагогов.
1.2. Наставничество — разновидность индивидуальной работы с молодыми
педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательном учреждении или с педагогами, имеющими трудовой стаж не
более 3 лет, а также педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке
для
проведения
непосредственно
образовательной
деятельности
в
определенной группе.
Наставник - наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области
методики преподавания и воспитания, имеющий стабильные показатели в
работе, способность и готовность делиться своим опытом, обладающий
коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, имеющий
теоретические знания в области предметной специализации и методики
обучения по программе высшего или среднего специального педагогического
учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых
1
навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся
знаний в области дошкольного образования и методики преподавания.
1.4. Наставничество устанавливается на срок не менее одного года.
1.5. Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен. Наставник может вести не более двух молодых
специалистов.
1.6. Организация работы наставников и осуществление контроля за их
деятельностью возлагается на старшего воспитателя.
1.7.
Настоящее
Положение
предназначено
для
целей
внутреннего
использования педагогами образовательного учреждения, принимающими
участие в реализации системы наставничества.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении —
оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а
также формирование в Учреждении стабильного, высококвалифицированного
коллектива.
2.2. Задачи наставничества:
•привить молодому педагогу интерес к педагогической деятельности и
закрепить его в образовательном учреждении;
•ускорить
процесс
профессионального
становления
молодого
педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
•способствовать
успешной
адаптации
молодого
педагога
к
корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении;
•формирование
индивидуального
стиля
творческой
деятельности
молодого специалиста;
•развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
•формирование
самообразованию;
у
молодого
специалиста
потребности
к
•воспитание
молодых
в
специалистов
лучших
традициях
педагогического коллектива образовательного учреждения.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего
Учреждения.
3.2. Руководство деятельностью наставников в Учреждении осуществляет
старший воспитатель.
3.3. Старший
воспитатель
выбирает
наставника
наиболее
из
подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень
профессиональной
гибкость в
развитые
подготовки;
опыт
общении;
коммуникативные
воспитательной
и
навыки
и
методической работы;
стабильные показатели в работе; богатый жизненный опыт; способность и
готовность делиться
профессиональным опытом;
стаж педагогической
деятельности не менее 5 (пяти) лет.
3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и
может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.
3.5. Кандидатуры
наставников
рассматриваются
на Педагогическом
совете, утверждаются заведующим Учреждения.
3.6. Назначение
наставника
производится
при
обоюдном
согласии
предполагаемого наставника и молодого педагога, за которым он будет
закреплен по рекомендации Педагогического совета, приказом заведующего
Учреждения с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к
молодому педагогу на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении
наставника издается не позднее 1 месяца с момента назначения молодого
педагога на должность.
3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий работников
Учреждения: педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической
деятельности в Учреждении; педагогов, имеющих стаж педагогической
деятельности
не
дополнительной
более
3
подготовке
(трех)
лет;
для
з
педагогов,
проведения
нуждающихся
в
непосредственно
образовательной деятельности в определенной группе (по определенной
тематике).
3.8. Замена наставника производится приказом заведующего Учреждения в
случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу молодого
педагога или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной
ответственности; психологической несовместимости наставника и молодого
педагога.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является:
качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в
период наставничества; активное участие молодого педагога в жизни
Учреждения, выступления на методических мероприятиях Учреждения, на
методических
мероприятиях
муниципального,
регионального
уровней.
Участие молодого педагога в конкурсе профессионального мастерства
различного уровня.
3.10. За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим
Учреждения по действующей системе поощрения и стимулирования, вплоть
до представления к почетным званиям.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного
самоуправления — Совет наставников.
4. Функции и обязанности наставника
4.1. В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет
следующие функции:
Организационные - организация ознакомления молодого специалиста с
образовательным учреждением и его нормативно-правовой базой; содействие
в создании необходимых условий для работы молодого специалиста.
Информационные - обеспечение молодых специалистов необходимой
информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и
учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и
развития обучающихся, воспитанников.
4
Методические - разработка совместно с молодым специалистом плана его
саморазвития (или индивидуальная программа его самообразования) с учетом
педагогической, методической и профессиональной подготовки; оказание
молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении избранной
профессией, практическими приемами и навыками ведения учебных занятий
и учебной документации; подведение итогов профессиональной адаптации
молодого специалиста по истечении срока наставничества.
4.2. Наставник
обязан
знать
требования
в
законодательства
сфере
образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и
обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
4.3. Изучать: деловые и нравственные качества молодого педагога;
отношение молодого педагога, к проведению образовательной деятельности,
коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям; его увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
4.4. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями,
требованиями,
предъявляемыми
педагогу,
к
внутреннего
правилами
трудового распорядка, охраны и безопасности труда).
4.5. Проводить
необходимое обучение;
контролировать и
оценивать
самостоятельное проведение молодым педагогом, НОД, режимных моментов
и совместных мероприятий с детьми;
4.6. Разрабатывать
с
совместно
молодым
педагогом
план
профессионального становления; давать конкретные задания с определенным
сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую
помощь.
4.7. Оказывать молодому педагогу, индивидуальную помощь в овладении
педагогической
профессией,
практическими
приемами
и
способами
качественного проведения НОД, выявлять и совместно устранять допущенные
ошибки.
4.8. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать
его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни
5
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
4.9. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его
поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного
воздействия.
4.10. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать
старшему воспитателю о процессе адаптации молодого педагога, результатах
его труда.
4.11. Подводить
итоги
профессиональной
адаптации
молодого
педагога, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о
результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе
молодого педагога.
5. Права педагога-наставника
5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного
обучения молодого педагога, других работников Учреждения.
5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога, как в устной, так и в
письменной форме.
5.3. Ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения
о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности
своего подопечного;
5.4. Посещать занятия молодого специалиста;
5.5. Изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;
5.6. Вносить предложения о поощрении молодого специалиста или
применении в отношении него мер воспитательного или дисциплинарного
воздействия;
5.7. Выходить с ходатайством о прекращении стажировки молодого
специалиста по причинам личного характера (безуспешных попыток наладить
личный контакт с молодым специалистом) или выхода молодого специалиста
на требуемые стабильные показатели;
6
6. Обязанности молодого педагога
6.1. Изучать нормативные документы, определяющие его служебную
деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Учреждения и
функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Выполнять план профессионального становления в установленные
сроки.
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.6. Раз в три месяца отчитываться о своей работе перед наставником и
старшим воспитателем.
7. Права молодого педагога
7.1. Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения.
7.4. Посещать
внешние
организации
по
вопросам,
связанным
с
педагогической деятельностью.
7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в
случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
нарушением норм профессиональной этики.
7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
7.8. ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения
о прекращении стажировки при безуспешных попытках установления личного
контакта с наставником.
7
'
-----------------------------------
------ - - ■
д
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация
работы
наставников и
контроль
их
деятельности
возлагается на старшего воспитателя) и заведующего Учреждения.
8.2. Старший воспитатель Учреждения обязан: представить назначенного
молодого педагога, педагогам Учреждения, объявить приказ о закреплении за
ним наставника; создать необходимые условия для совместной работы
молодого
педагога,
с закрепленным за ним наставником;
посещать
мероприятия, проводимые с детьми наставником и молодым педагогом;
организовать
обучение
наставников
передовым
формам
и
методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми педагогами; изучить, обобщить и распространить
положительный
опыт
организации
наставничества
в
образовательном
учреждении; определить меры поощрения педагога-наставника.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставника с молодыми
педагогами, несет старший воспитатель.
8.4. Старший воспитатель обязан:
•
рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
•
провести инструктаж наставника и молодого педагога;
•
обеспечить возможность осуществления
наставником своих
обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
•
осуществлять
систематический
контроль
работы
педагога-
наставника;
•
заслушать и утвердить на заседании Педагогического совета
отчеты молодого педагога, и наставника и представить их заведующему
Учреждения.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
•настоящее Положение;
•приказ заведующего Учреждения об организации наставничества;
•перспективный план работы наставника;
заседаний
•протоколы
Педагогического
совета,
на
которых
рассматривались вопросы наставничества;
•методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения
работы по наставничеству;
9.2. По окончании срока наставничества молодой педагог в течение 10
дней должен сдать старшему воспитателю следующие документы:
•отчет молодого педагога о проделанной работе;
•план
профессионального
становления
с
оценкой
наставника
проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе
молодого педагога.
10. Заключительные положения
10.1. Дополнения, изменения в настоящее Положение могут вноситься
педагогами учреждения, заведующим, старшим воспитателем.
10.2 Дополнения, изменения в Положение принимаются на заседании
педагогического
совета
и
утверждаются
учреждения.
9
руководителем
дошкольного